На автомобиле по Калабрии и Сицилии
Во время своих путешествий мы не любим засиживаться на одном месте и ищем возможности самостоятельно посетить соседние достопримечательности и города. До этого нам хватало общественного транспорта: в Испании мы пользовались электричкой и прогулочным кораблём, в Турции и на Кипре - маршрутными автобусами, в Дубае - метро и такси, в Праге - трамваем.
В Калабрии самым простым и распространённым способом путешествия на общественном транспорте являются электрички. Но, во-первых, посетить таким образом можно далеко не все интересные города этого региона: такие живописные места, как Gerace и Grotteria будут вам недоступны. А, во-вторых, электрички ходят с очень большими промежутками и по не очень удобному графику (посмотреть его можно на сайте trenitalia.com в разделе Tutti i Treni, указав в поле "Da" станцию отправления, а в поле "A" - станцию назначения).
Таким образом, ещё при планировании нашей поездки мы решили провести часть пути в автомобиле и захватить, в дополнение к Калабрии, ещё и кусочек Сицилии.
Бронирование автомобиля
В процессе изучения форумов в Интернет выяснилось несколько особенностей проката автомобиля в Калабрии:
1. Желательно иметь международное водительское удостоверение, хотя наше водительское удостоверение нового образца (то, которое сине-розового цвета) тоже должно подойти.
2. Цены, которые изначально сообщаются прокатными фирмами, включают в себя "стандартную" страховку на случай угона или столкновения, но предполагают крупную франшизу (1200-1700 евро), которую вам придётся оплатить из своего кармана при наступлении страхового случая. Кроме того, "стандартная" страховка не включает в себя такие повреждения автомобиля, как царапины, пробитые колеса и разбитые стёкла. Поэтому имеет смысл взять расширенную страховку либо прямо в прокатной фирме (мы пошли этим путём), либо через стороннюю организацию (так выходит ощутимо дешевле, но платить франшизу придётся все равно самостоятельно, и только потом, при предоставлении необходимых документов, эта сумма будет вам компенсирована).
3. Забронировать автомобиль можно через Интернет (получив за это скидку и гарантию наличия автомобиля в нужном пункте проката), или прямо на месте в пункте проката. В дальнейшем выяснилось, что есть ещё третий способ - через гида от туроператора (по ценам получается немного выше, чем бронировать прямо в пункте проката).
4. При бронировании через Интернет необходимо указать номер вашей кредитной карты. Независимо от того, оплачиваете ли вы бронь сразу, или откладываете этот момент до получения автомобиля в пункте проката, оплата будет осуществляться именно по этой карте, и поменять её в дальнейшем будет уже нельзя. Ещё один момент - нужна именно кредитная карта, т.к. дебетовая карта с небольшим лимитом на овердрафт может быть отклонена в момент оплаты.
5. Кроме, собственно, стоимости проката, с вас будет временно удержана дополнительная сумма (депозит). Размер этой суммы и срок её возврата зависит от многих параметров: прокатной фирмы, срока аренды, типа автомобиля, способа оплаты. Для простых автомобилей при оплате наличными сумма депозита может оказаться от 300 до 1000 евро, которые возвращаются в момент сдачи вами автомобиля. В случае оплаты кредитной картой в качестве депозита на карте будет заблокировано не менее 700 евро, а срок снятия блокировки может достигать месяца (это если прокатная фирма решит не обременять себя такой "мелочью", как отмена блокировки - в этом случае дольше месяца держать блокировку не даст уже ваш банк).
Изучив, какие фирмы имеют пункты проката авто поблизости от нашего отеля в Капо Ватикано, решили остановиться на Europcar, так как только у неё на сайте была возможность приобрести расширенную страховку (называется "GoZen") сразу в момент бронирования.
В момент бронирования на сайте действовала рекламная акция, так что в итоге автомобиль класса Fiat Panda на 5 дней вместе с детским бустером и GoZen был забронирован на условиях оплаты 340 евро (+ 570 евро депозита) в пункте получения автомобиля.
В полной уверенности, что пять дней мы проведём в новеньком Fiat Panda, мы сели в самолёт :-)
Так как карта на сайте Europcar утверждала, что пункт проката находится в соседнем с нами городе Tropea, мы решили заранее посетить этот город на электричке и найти нужное нам место. Каково же было наше удивление, когда мы не нашли пункта проката в указанном на карте месте. Изучив ещё раз присланное нам из Europcar электронное письмо, мы заметили, что на самом деле пункт проката находится в городке Santa Domenica, который расположен недалеко от Tropea.
Так как Google Maps (а вместе с ним и сайт Europcar) упорно продолжал указывать нам для этого адреса точку внутри города Tropea, мы оставили карту в покое и отправились на электричке в Santa Domenica. Нам повезло, и третий прохожий указал нам направление к нужному нам "autonoleggio" - пункт проката Europcar обнаружился в десяти минутах ходьбы от ж/д станции Santa Domenica на пересечении шоссе SP22 (Strada Provinciale 22) и улицы Via Provinciale.
И тут обнаружилась вторая накладка: нашу online бронь, оформленную с помощью дебетовой карты, можно оплатить только по этой же карте, а не наличными, как мы планировали. Разумеется лимита на овердрафт не хватило, и нам пришлось аннулировать online бронь и брать машину в прокат за наличные уже по новым условиям. В чём-то мы проиграли (лишились скидки за online бронирование и заплатили 380 евро вместо 340), в чём-то - выиграли (сумма депозита наличными оказалась 320 евро, а не 570, как мы предполагали, и уж точно не 1000 евро, которые нам заявили в пунке проката Avis, куда ради интереса мы заглянули по пути из отеля на электричку до Tropea).
В любом случае, когда мы увидели совершенно новенький (чуть больше месяца прошло с даты его выпуска!) белый Nissan Micra с дополнительным шильдиком "Pure Drive", мы поняли, что не прогадали с выбором Europcar :-)
Несмотря на слово Micra в названии, машина внутри оказалась очень просторной: если сдвинуть сиденье полностью назад, то за рулем с комфортом помещается водитель ростом 189 см. Ещё когда бронировали авто, переживали, хватит ли маленького (1.2) моторчика Fiat Panda для поездок по горам, которых в Калабрии много. Этот Ниссан тоже оказался с двигателем объёмом 1.2 литра, но шильдик "Pure Drive" сделал своё дело: с 97 л.с. на такой маленькой машинке в горах ехать было одно удовольствие, первая передача потребовалась только на парочке совсем уж крутых подъёмов.
Сдавать машину обратно нужно с полным баком, иначе стоимость недостающего бензина (по повышенному ценнику) будет вычтена из депозита.
Навигация
Изначально были мысли взять GPS навигатор в прокат вместе с автомобилем, но увидев цены (почти 18 евро в сутки), решили купить себе свой личный, но только не навигатор, а небольшой планшет с возможностью использования в качестве навигатора.
Как выяснилось, большинство подобных устройств низшей ценовой категории плохо ловит сигнал с GPS спутников, например, в облачную погоду, либо быстро разряжается. А так как были мысли использовать для навигации Google Maps, которые не умеют работать без Интернет, то дополнительной функций, которая нам была нужна в планшете, оказалась возможность подключить местную sim-карту с поддержкой 3G. В итоге остановились на Asus Nexus 7 с поддержкой LTE, работающем под управлением операционной системы Android 4.4. В дополнение к нему купили устройство с USB разъёмом, втыкаемое в прикуриватель автомобиля - в дальнейшем через него подзаряжали планшет в пути.
В процессе поездки было использованно несколько приложений для навигации, в том числе и уже упоминавшийся Google Maps, от которого было решено отказаться уже во второй же день, когда вместо того, чтобы вывести нас на шоссе, он повёл нас через соседний прибрежный городок с кучей узких улочек и крутыми подъёмами (это в дополнение к той ошибке определения адреса пункта проката Europcar, о которой упоминалось выше).
В маркете приложений для Android обнаружилось множество программ навигации, использующих карты OpenStreetMaps. OpenStreetMaps - это что-то вроде "народных" карт Яндекс, которые рисуются и корректируются обычными людьми. Из таких программ нам больше всего понравилась OsmAnd, платную версию которой мы в итоге и купили за 300 рублей. Из плюсов этой программы можно отметить то, что она может скачать карту Италии и отдельных её районов в память, после чего осуществлять навигацию даже при отсутствии подключения к Интернет. Как нам показалось, данная программа ведёт по маршруту и сообщает о приближающихся поворотах лучше, чем другие просмотренные аналоги. К сожалению, на сложных развязках её подсказки могут запутать, а потому лучше, чтобы рядом с водителем сидел "штурман", который бы переводил рекомендации навигатора в более понятные инструкции для водителя :-) Кроме того, программа не знает об участках, закрытых на ремонт, в результате чего один раз завела нас на ремонтируемый участок автомагистрали (кругом стоят экскаваторы, бульдозеры, пыль летает вихрями, и нет ни одной живой души, чтобы спросить, как оттуда выехать).
Дороги Калабрии и Сицилии
Если кратко, то дороги в Калабрии и Сицилии практически ровные, но очень узкие (если это не автомагистраль). Большинство дорог однополосные двухсторонние. При этом в горах полосы местами такие узкие, что грузовик с легковушкой вряд ли разъедутся без съезда на обочину (которая есть далеко не везде). Тем не менее, если избегать улиц крупных городов, то ехать по таким дорогам приятно.
Водители на дорогах безобразничают не хуже российских, а знаки местами установлены так, чтобы образовать замечательную "кормушку для гаишников" (которых, правда, мы не встречали на дороге ни разу).
Правила дорожного движения похожи на российские, но есть некоторые отличия как во внешнем виде знаков/светофоров, так и в их значении. Чтобы не ошибиться, подробно описывать все эти отличия не будем - в Интернете есть много сайтов на эту тему. Остановимся только на следующих важных моментах:
1. В некоторых популярных курортных городах висят знаки ZTL, которые либо совсем запрещают въезд, либо запрещают его в какой-то определённый период дня. Проезд под такой знак штрафуется суммой от 100 евро (за каждый факт пересечения), так что при езде кругами в таких городах есть большой риск "накопить" себе штрафов на кругленькую сумму. Мы сами поздно заметили такой знак в Tropea и до сих пор не уверены, что к нам в течение года не придёт квиток на оплату.
2. На многих участках стоят камеры, автоматически выписыващие штрафы за превышение скорости.
Учитывая, что знаки ограничения скорости понатыканы там, где надо, и где не надо, и что местные водители по большей части их не соблюдают (а когда им приходится ехать за вами, то начинают сигналить и мигать фарами), то есть большой риск нарваться на такую камеру. Так и приходится плестись по автомагистрали (где в обычных условиях ограничение 130 км/ч) несколько километров со скоростью 60 км/ч (того требуют знаки, висящие каждые несколько сотен метров друг за другом), чувствуя себя козлом, который тормозит поток из пары десятков машин сзади.
3. Улицы крупных городов лучше избегать совсем, заезжая туда только по крайней необходимости. Первая причина - вероятность вовремя не заметить знак ZTL. Вторая - узкие запруженные улицы, иногда с запутанной схемой односторонних проездов. Достаточно сказать, что проехав свой отель в Катании, мы смогли к нему вернуться только через полчаса напряженной езды по таким улицам с риском сбить очередного мотоциклиста, выскочившего на встречную полосу.
4. Места для парковки обычно выделены на дороге линиями. Белые линии - парковка бесплатная (если рядом нет знаков, обозначающих обратное).
Синие линии - парковка платная.
Способ оплаты зависит от места парковки. Нам встречались как парковки по предоплаченным талонам, так и парковки по талонам с отметкой времени и парковки с парковочными автоматами (которые, правда, не работали). Иногда платные места парковки бесплатны в выходные дни. В идеале - лучше найти какого-нибудь водителя рядом, который объяснит процесс оплаты парковочного места в данном конкретном месте. На места, выделенные линиями других цветов, лучше не вставать вовсе.
5. Судя по форумам в Интернет, штрафы из Италии все-таки приходят и в Россию. Начинается это обычно через несколько месяцев, когда прокатная фирма снимает с вашей карточки сумму в размере порядка 40 евро за предоставление ваших данных в местное ГИБДД. Ещё через несколько месяцев после этого можно ждать в почтовом ящике и самой квитанции на оплату штрафа. Однозначного ответа, что будет, если такой штраф не оплатить, нет. Но пишут, что есть риск отказа в получении следующей Шенгенской визы.
6. Автомагистрали в Италии по большей части платные. Исключение - часть автомагистрали A3 в Калабрии. Проезд по ней бесплатен, но на большом участке этой автомагистрали ведутся ремонтные работы, а потому средняя скорость движения по ней не выше, чем по параллельным шоссе.
Оплата происходит так: через несколько километров после въезда на автомагистраль будет стоять пункт выдачи талонов. Въезжаете на линию с зеленым светом (без надписи Telepass), нажимаете красную кнопку и забираете выданный вам талон.
На выезде выбираете линию с зеленым светофором и кабинкой с оператором, отдаёте оператору талон, названную им сумму и проезжаете дальше.
7. Заправок в Калабрии много, но стоит выбирать те, где есть работник, так как с автоматом оплаты бензина самостоятельно мы разобраться не смогли (попросили помощи у водителя автомобиля, что подъехал за нами). Колонки с бензином отмечены зеленым цветом (чтобы отличать от колонок с диз.топливом), но если вас заправляет сотрудник колонки, то достаточно ему сказать benzina - он не должен ошибиться.
Удобно заправляться на заправках, расположенных в сервисных карманах на платных автострадах (там же можно посетить туалет и перекусить в кафешке).
Из Калабрии в Сицилию на автомобиле
Здесь хочу рассказать о полезных или просто интересных моментах, которые произошли с нами во время поездки из Калабрии в Сицилию.
Во-первых, как оказалось, пересечь Мессинский пролив вместе с автомобилем оказалось не сложнее, чем без него. Достаточно приехать в порт в городе Villa San Giovanni и купить в кассе билет на паром в город Messina.
Билет в одну сторону стоит порядка 40 евро, но если купить билет с возвратом из Мессины в течение 3 дней, то он обойдётся всего на 6 евро дороже.
После этого нужно встать в линию, на которую укажет продавщица билета, и ждать сигнала от сотрудника порта, который покажет вам направление к парому.
Заезжаете на паром по сигналам сотрудника-парковщика, глушите двигатель, ставите первую скорость и ручной тормоз, после чего можно со спокойной душой выйти из машины и идти на палубу для пассажиров, чтобы любоваться видом моря и берегов Калабрии и Сицилии.
Обратный выезд происходит точно в том же месте, где вас выгрузят с парома, разве что подъездная дорога подходит к нему с другой стороны (здесь Google Maps подвёл в очередной раз, пытаясь нас отправить обратно на пароме с совершенного другого порта Мессины... если это вообще был порт).
Чтобы погулять по городу Messina, машину можно припарковать на платной стоянке с названием Parcheggio Cavallotti, которая находится совсем рядом с выездом из порта Мессины. Мы приплыли примерно в 12 часов, и парковка до вечера нам обошлась здесь в 1-2 евро. Единственный момент - въезд и выезд осуществляется по винтовой дороге, и если опыта мало, то можно легко зацепить крылом машины стену (хотя если опыта мало, то так же легко можно зацепить машины и на тесных улицах городов Сицилии и Калабрии).
Как уже говорилось выше, самым сложным было движение по улицам города Catania: улицы очень узкие, сложная система проездов с односторонним движением, мест для парковки практически нет, сумасшедшие мотоциклисты, беспечные пешеходы…
На улице около нашего отеля мест для парковки не оказалось, и нам пришлось проехать немного дальше и встать на месте для платной стоянки, а потом дойти до отеля и уточнить про обещенное нам отелем парковочное место. Чтобы после этого проделать это "небольшое" расстояние и вернуться обратно в отель, нам пришлось более получаса в напряжении колесить по улицам города - спасибо запруженным улицам с односторонним движением.
С самой этой временной парковкой тоже вышло весело: парковка платная, но, как сказали продавцы из соседних магазинов, в вечернее время стоянка здесь бесплатна. Что не помешало какому-то мужику (который, видимо, днём собирает деньги за парковку) сначала подтвердить её бесплатность в настоящий момент, после чего предложить нам платную охрану машины в ночное время. Оставаться здесь в наши планы не входило, поэтому платить ему мы не стали. За это он присел на заднее крыло машины и начал раскачиваться на ней, пока не подъехал другой "клиент".
В Катании мы проживали в отеле Hotel Biscari, и с его выбором нам повезло - отель имеет внутренний дворик с собственной платной парковкой (тесной, но сотрудники отеля с радостью помогут вам там припарковаться).
При бронировании номера мы в примечании указали о необходимости парковочного места, и нам его без проблем предоставили.
Во время поездки на Сицилию мы посещали парк развлечений Etnaland, который находится недалеко от Катании. Самым сложным в поездке до него было выехать из Катании. Парковка в самом парке бесплатная, а сотрудники указывают место, где оставить машину.
Также мы заезжали в город Taormina. Город красивый, но практически полностью покрытый знаками ZTL. Поэтому, если туда поедете, то стоит машину оставить на платной стоянке с названием Parcheggio Porta Catania, въезд на которую находится практически сразу после преодоления серпантина. На въезде нужно взять талончик, а при выезде подняться с этим талончиком к кассе на улице самого верхнего этажа парковки, оплатить стоянку, и вставить оплаченный талончик в автомат на выезде для открытия шлагбаума.
Итак, подведём итог. Несмотря на некоторые особенности, эти пять дней с машиной доставили всей нашей семье огромное удовольствие. Трудно теперь представить наш отпуск без Сицилии, без замeчательного парка Этналэнд, без поездки по горным серпантинам Калабрии, без маленьких уютных очаровательных городов южной Италии.