В сказочном мире Гауди
Каждый путешественник или просто любознательный, начитанный человек знает о том, что Антонио Гауди - великий испанский архитектор, живший во второй половине 19 - начале 20 века в Каталонии. Его причудливо-фантастические работы в стиле модерн известны на весь мир. Приехав в Испанию на побережье Коста Брава, Коста Маресме или Коста Дорада, всегда можно взять экскурсию в "Барселону Гауди", чтобы полюбоваться его творениями, ведь большинство его работ возведено именно в Барселоне - столице Каталонии. Это настоящие архитектурные шедевры.
Изучая Барселону Гауди, мы сначала решили прогуляться по «Золотому квадрату», району Eixample (Эшампле), который располагается чуть севернее Старого города.
«Золотой квадрат» - это уникальный по своему стилю район Барселоны, музей под открытым небом, с оригинальныеми зданиями в стиле модерн, многие из которых объявлены ЮНЕСКО достоянием человечества. Углы всех кварталов скруглены - улицы кажутся шире.
Прогуливаясь здесь, нельзя не обратить внимание на главные достопримечательности - великие произведения Антонио Гауди - дома Casa Batllo и Casa Milà. Немного о них расскажу, так как вся наша семья осталась в восторге от увиденного.
Дом Casa Batllo (Каза Батльо).
Этот дом был построен в 1904-1910 г.г. и представляет собой архитектурную вариацию на тему о Святом Георгии, покровителе Каталонии. Волнистый фасад представляет собой змея, он покрыт мозаикой из осколков керамической плитки серого цвета.
В нижней части фасада выступают изогнутые эркеры с колоннами в форме костей, в верхней части – балконы из прессованной жести. Балконы здесь имитируют черепа тех, кого "чудище-змей" успел поглотить.
Крыша - черепичная. Сверху в хребет "змея" вонзается белого цвета копьё святого Георгия, увенчанное крестом.
Это гротескного вида здание – одно из знаменитейших творений модернизма с необыкновенной красоты комнатами без единого угла.
Дом открыт для туристов как музей, в нём никто не живёт. Мы взяли экскурсию с аудиогидом и прошлись по всему дому, слушая информацию на русском языке. Каждая комната дома пронумерована. Подходя к очередной комнате, нужно было просто нажать номер на кнопках аудиопроигрывателя и слушать. Это очень удобно, так как, помимо того, что можно услышать интересный, содержательный и законченный рассказ, как на настоящей экскурсии с гидом, можно ещё и пройти в понравившиеся комнаты повторно.
Комнаты интересны не только отсутствием углов, но и дизайном в плане выбора цвета и материала.
На крыше есть смотровая площадка.
С этой площадки открываются красивые виды на город.
Следующий дом - Casa Milà (Каза Мила) или La Pedrera. Вершина модернизма.
Дом построен в 1906-1910 годах в виде волны или каменной скалы, возвышающейся над житейским морем широкой улицы, балконы напоминают морские водоросли. Гауди говорил, что фантастические формы Педреры "перекликаются с контурами окружающих Барселону гор, которые видны с крыши этого дома".
В 1984 году Дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом здании одна из бывших квартир на 7-м этаже используется под выставочные цели. Она оформленак в стиле 20-х годов XX века и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.
Очередь в кассу на осмотр этого дома была очень длинная.
Стоять в очереди мы не стали (оставили осмотр дома на следующую поездку). Сделав снимки с улицы, мы двинулись дальше - с бульвара Грасия по проспекту Диагональ до Sagrada Familia, продолжая фотографировать Барселону.
Храм Святого семейства (Sagrada Familia) - самое известное произведение Гауди и символ Барселоны. Объявлен ЮНЕСКО достоянием человечества.
Строительство храма началось в 1882 году, но из-за финансовых проблем двигалось медленно. Первоначально руководителем проекта был Франциско дель Вильяр, который начал строительство в неоготическом стиле. Через год его сменил Антонио Гауди, который придал сооружению свой особенный стиль, посвятив этому всю свою жизнь. Летом 1926 года Антонио Гауди погиб, попав под колеса трамвая.
По задумке Храм должен был состоять из 3-х фасадов: с востока - фасад Рождества Христова, с запада - Фасад Страстей Господних и с юга - Воскресения Христова (Фасад Славы), работа над которым проходит в данное время. Каждый из трех фасадов украшают башни-колокольни. Гауди прорабатывал каждую мелочь, каждый камень. При жизни он успел закончить только один фасад – Фасад Рождества. По его проектам продолжали строить последователи, и в 1976 году второй фасад Страстей был завершён.
Объективно Sagrada Familia красив и очень необычен - с высоко уходящими в небо колоннами, узорными окнами и витражами, винтовыми лестницами и узкими проёмами башен, множеством барельефов. Но, к сожалению, сейчас Храм Святого семейства - не самое лучшее место для фотографирования, так как его окружают строительные сооружения, мешающие найти удачный ракурс, чтобы снять его целиком. Кроме того, здесь всегда очень многолюдно. народу вокруг. Всё это немного мешает воспринять Храм достойным образом. Хотя, бесспорно, храм - великое творение великого архитектора!
Конечно же, как знакомиться с архитектурой Гауди, и не увидеть ещё один его шедевр - Парк Гуэля (Parque Guell). Его просто обязательно нужно посмотреть в Барселоне.
Над парком Антонио Гауди работал по заказу своего друга, любителя изящных искусств, Графа Гуэля. Парк был построен в начале 20 века, но, как и Храм Святого семейства, не был завершён Гауди.
Поражает здесь всё - необычная архитектура, крыши, как шляпки грибов, обилие мозаики и керамики в декоре элементов парка, знаменитые пряничные домики, галереи и виадуки. Всё очень колоритно.
Прогуляемся по вечернему парку.
Центральный вход в парк знаменит благодаря двум совершенно фантастическим по форме домикам. Благодаря своему причудливому сказочному декору, они получили название "Пряничные домики". Это настоящее произведение скульптуры и архитектуры!
Один павильон был построен для привратника.
Другой, с типичным для Гауди пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка.
Вот такая красивая парадная лестница парка, украшенная фонтанами и мозаичной ящерицей, ведет от центрального входа в просторную колоннаду – "Зал ста колон".
Любимый персонаж Гауди — мозаичная Саламандра.
"Зал ста колонн"
«Зал ста колонн» содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, из-за чего часто используется местными музыкантами. Его потолок украшен мозаикой, причудливой керамической облицовкой.
На эти колонны опирается верхняя площадь, с которой открывается вид на город.
На этой верхней террасе, которая является центром всего паркового ансамбля, находится длинная скамья, изогнутая в форме морского змея. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом Марией Жужолем, создавшим знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов, чем опередил многие произведения абстракционизма и сюрреализма. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину, «замерив» таким образом изгиб спины.
Чтобы почувствовать оригинального Гауди, нужно погулять и по пешеходным дорожкам, тропинкам и прогулочным аллеям парка. Они были построены Гауди из местного камня!!!
Если подняться на самую высокую точку парка, Холм Трёх Крестов, откроется отличная панорама на Барселону! Отсюда видны и холм Монтжуик, и гора Тибидабо, и Саграда.
Парк Гуэля достаточно большой, полдня в нём пролетает незаметно. Ходить приходится много и в гору, и с горы , так как парк расположен на холме , а достопримечательности разбросаны по всей площади парка. Вход в парк свободный.
Подведу итог. Если вы приехали в Испанию с детьми, обязательно познакомьте их с творениями Гауди. Детям должно очень понравиться, так как всё, что они увидят, связано с фантастическими и сказочными образами, миром детства!
Приятных и познавательных всем путешествий!