Посещение Александринского театра. "Воспоминания будущего"
Февральский Санкт-Петербург 2015 года значительно отличался от мартовского Санкт-Петербурга 2013 года гораздо более тёплой погодой. Всего было в меру, и свежести ветерка, и яркого радостного утреннего солнца, уже напоминающего о весне, и по-питерски привычных осадков в виде медленно кружащих в свете фонарей снежинок.
Вечер 6-го февраля был распланирован заранее: мы с предвкушаемым наслаждением мечтали окунуться в атмосферу старейшего романтического спектакля - на исторической сцене Марии́нского теа́тра шла красивейшая постановка балета «Сильфида», музыка Хермана Левенскьольда.
Планы на вечер 7-го февраля у нас разделились, и вот я в совершенном одиночестве, но прекрасном настроении приближаюсь к старинному, построенному в первой половине 19 века, зданию Александри́нского театра. Великий художник Карл Росси сумел так создать своё творение, что в нём абсолютно сочетается и грандиозность, и благородная простота.
Уже при первом приближении к такому величественному и торжественному зданию театра в стиле ампир настроение ещё более становится приподнятым, не говоря уже о том, что впереди ждёт постановка одного из старейших драматических театров России, созданного в середине 18 века - Российского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина.
При входе в театр приятно было встретить изысканнных предупредительных капельдинеров, одетых в классические костюмы с галстуками-бабочками и ещё более создающих атмосферу старинного театра. Они не только встречают и провожают на своё место каждого пришедшего, но дают исчерпывающую консультацию по внутреннему устройству театра, предлагают программки и даже при необходимости консультируют по поводу репертуара театра. Здесь просто не может быть никакого чувства одиночества!
Девушка-капельдинер, открывая дверь ложи на 1-м ярусе, наверное оценив мой возраст (61 год), предупредительно и совершенно неназойливо высказала предположение, что некоторые моменты спектакля мне могут не очень понравиться. Но я была подготовлена и имела представление о некоторых новаторских приёмах этого спектакля.
Моими соседями по ложе оказалась молодая пара петербуржцев - девушка и юноша - очень милые люди, они первые обратились ко мне, и мы с ними приятно побеседовали до начала спектакля.
Пятиярусный зрительный зал Александри́нского театра оказался достаточно солидным, красивым, очень комфортным, с прекрасной акустикой.
Сегодня, 7 февраля 2015 года, на исторической сцене Александри́нского театра насждёт постановка Валерия Фокина по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю В.Э. Мейерхольда по этой знаменитой пьесе Лермонтова, премьера которого прошла в 1917 году.
Премьера спектакля «Воспоминания будущего», прошедшая в октябре 2014 года, была приурочена к двум датам: празднованию 200-летия со дня рождения русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова и 140-летия со дня рождения русского театрального режиссёра Все́волода Эми́льевича Мейерхо́льда.
Уже начиная с шумового фона перед самым началом первого акта, в этом грандиозном спектакле завораживает абсолютно всё: и новейшие технологии, и костюмы, дающие возможность современному зрителю 21-го века хотя-бы немного почувствовать сценический дух легендарного режиссёра; и гротесковые сцены под современную рόковую музыку; и живой голос корифея Александринского театра Юрия Михайловича Юрьева, исполнявшего роль Арбенина в начале 20-го века; и конечно же, замечательная музыка А.К. Глазунова (знаменитый романс Нины) и М.И. Глинки «Вальс-фантазия».
Спектакль шёл 2 часа 30 минут, с одним антрактом.
Приятно было слышать возгласы «Браво!» и во время первого, и во время второго актов.
Приятно было видеть в антракте хорошо одетую, неспешно прогуливающуюся публику, чуть более взрослую, чем это было в Мариинке на балете «Сильфида», где было гораздо больше зрителей-туристов.
Приятно было, переглянувшись с совсем молодыми зрителями, моими соседями по ложе, понять, что и их и меня очень захватил этот мощный спектакль. Большое спасибо всем, кто участвовал в его создании.
По окончании второго акта зрительный зал устроил овации. А затем на сцену вышел художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и объявил, что сегодняшний спектакль посвящается памяти Владимира Аркадьевича Теляковского - русского театрального деятеля, последнего директора Императорских театров, а все сборы пойдут на изготовление и установку памятника Теляковскому.
Владимир Аркадьевич Теляковский (1860-1924 г.г.) служил директором Императорских театров с 1901 по 1917 год. Он получил эту должность, будучи в чине полковника лейб-гвардии конного полка. Обладая хорошим образованием, незаурядным умом, чувством такта и чувством юмора, Теляковский проявил себя энергичным администратором и способствовал поднятию художественного уровня казённых театров Санкт-Петербурга и Москвы. При нём в театральные труппы были приглашены Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.А. Горский, М.М. Фокин, В.Э. Мейерхольд, А.А. Санин, А.Л. Загаров.
Было очень приятно сознавать своё участие в такой акции, ещё раз убедившись, что ты находишься именно в культурной столице своей страны.